Сам не ждал, что предложу свои исторические анекдоты в "Байках", но всегда рад поделиться хорошими историяии про Троецарствие 😊 "Исторические байки" Пару лет назад я делал перевод китайского исторического источника "Всеобъемлющее зерцало, управлению помогающее" 资治通鉴 для своего диплома, посвященного политической борьбе в царстве У эпохи Троецарствия. Диплом я писал, как вы поняли, не по знаменитому роману из Четырехкнижия, который для китайцев как для нас "Война и мир", а по летописи, где историческая правда сохранена в немного большей степени. Так или иначе, во время перевода у меня накопились некоторые забавные моменты, или, если угодно, исторические анекдоты, которыми я с удовольствием поделюсь, а где нужно - прокомментирую, так как период достаточно малоизученный. На самом деле, переводя такие документы, понимаешь, что древние китайцы обладали чувством юмора не хуже, чем у нас. Надеюсь, это немного поднимет вам настроение! *** Некогда регент царства У Сунь Чэнь, после свержения своего подопечного, правителя Сунь Ляна (в связи с его попыткой освободиться от пристального внимания дядюшки-регента), решил на время, пока назначенный им новый правитель не приехал из глубинки в столицу, поселиться в императорском дворце. Регент держал в страхе всю придворную свиту, а потому, когда он озвучил такое желание, никто не решился перечить, кроме одного смелого сановника Юй Сы, который выступил с речью. Предлагаю вам оценить уровень иронии древних китайцев: "Ваше Величество ныне для нашей страны как И-инь или Чжоу-гун, занимаете место верховного главнокомандующего и первого министра, единолично распоряжаетесь правом возводить на трон или смещать с него, Вы принесли покой в храм предков, оказали милость простому народу, все от мала до велика прыгают от радости ... Ныне призванный ван ещё не прибыл, а Вы готовитесь войти во дворец, тем самым Вы вызываете волнения среди подчинённых и недоверие в массах, это определённо не является проявлением преданности государю до конца своих дней, как не является это и делом, приносящим добрую славу на многие века". Дальше сообщается, что Сунь Чэнь помрачнел и отказался от своей затеи. Правда же гениальный троллинг? Мол, Вы тут и швец, и жнец, правителей вертите на чем хотите, все прямо прыгают от радости, а теперь Вы ещё хотите во дворце пожить, пока правителя нет? А жареных гвоздей не хотите, милейший? И Сунь Чэнь, видимо, намек понял и наглость свою проглотил. Сунь Чэнь был регентом царства У ни много ни мало 3 года, но в конце концов правителю царства надоело быть под каблуком и он решил совершить переворот, вызвав Сунь Чэня на ковёр. Тот уже давно заметил, что правитель что-то замышляет, да ещё и в ночь перед аудиенцией его испугала буря, в общем, всё говорило о том, что дело неладно. Соратники Сунь Чэня тоже заметили опасность и стали отговаривать его ехать на приём. Но тот настоял, что тем самым ещё вернее подпишет себе смертный приговор, и решил сыграть по-хитрому: приказал своим солдатам поджечь его особняк, чтобы во время приёма отпроситься и сбежать. И вот он явился на аудиенцию, и когда ему поднесли вино, вбежал гонец, который сообщил, что особняк Сунь Чэня горит. Тот отпросился выйти, на что правитель с ухмылкой ответил: "Там много солдат, они смогут справиться и без необходимости беспокоить Вас, первый министр". Отличный повод отпроситься выйти, правда? Ой, у меня там, кажется, дом случайно загорелся, можно я пойду? И как великолепно правитель У ему сказал: "А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться". То есть, не волнуйтесь, мы всё потушим, только вам этот особняк уже не понадобится, мой друг! *** Последний правитель царства У Сунь Хао хотя и прослыл в источниках тираном и узурпатором, однако на деле пытался изо всех сил освободиться от контроля клановой аристократии и вернуть контроль над распадающимся царством. Поясню, почему распадающимся: дело в том, что ещё в период создания царства его основатель, знаменитый Сунь Цюань, сформировал политический компромисс - сам он со своим кланом контролирует восточные территории в районе современных провинций Цзянсу, Чжэцзян и Аньхой, а западные земли в районе провинций Хубэй и Хунань отдал в управление и кормление своим верным военачальникам. Проблема заключалась в том, что личные связи между Сунь Цюанем и его генералами распались ровно тогда, когда умер Сунь Цюань. После этого в царстве У началась межклановая борьба, в результате которой последующие правители запад страны почти не контролировали. Но вот последний правитель решил исправить ситуацию и перенёс столицу на запад, в современный г. Ухань (тогда это был Учан 武昌). Просидел он там примерно год, после чего первый министр из клана Лу 陆 (а этот клан сидел в Учане с самого основания царства) явился к правителю с таким докладом: "Земля в Учане опасна, скудна и заполнена горными хребтами и валунами, она не подходит для столицы правителя. Кроме того, в детской песенке поётся: “Лучше пить в Цзянье в канаве, / чем рыбешку есть в Учане, / лучше я помру в Цзянье, / чем в Учане жить, поверь”. Если взглянуть на это, то станут вполне понятны чаяния народа и воля Неба". Песенка прекрасна и комментария не требует, я попытался перевести её в рифму. Суть заключается в том, что западный клановый союз довольно прямо намекнул правителю, что не нужно ему вмешиваться в местные дела, они и сами прекрасно разберутся, а ему стоит вернуться в свою вотчину на восток. Говоря языком наших маргиналов, правитель слегка "попутал районы". ______ На самом деле, читать и переводить древние источники - весьма интересное занятие, а еще интереснее находить в них вот такие перлы, которые выглядят со стороны как витиеватая мешанина, но пропитаны иронией и остроумием летописцев, в нелегкую задачу которых входило создать как информативный, так и поучительный труд. Боюсь, что дочитать до этого момента терпения хватило не у всех, но тех, кто дочитал - благодарю за внимание! #China_history

Теги других блогов: юмор история Троецарствие